10 фактов о персидской миниатюре

Мирза Али. «Охотничий привал», деталь: Сокольничий. миниатюра. 1575 г. Бостон, Музей изящных искусств.
Мирза Али. «Охотничий привал», деталь: Сокольничий. миниатюра. 1575 г. Бостон, Музей изящных искусств.
«Иранский бодисаттва» VII век. Живопись по дереву. Лондон, Британский музей.
«Иранский бодисаттва» VII век. Живопись по дереву. Лондон, Британский музей.

 

Что вы знаете о персидской живописи? Очевидно, что самая древняя страна в мире хранит много прекрасных художественных традиций, со своими правилами и живописными принципами. Большинство учёных считает, что главным даром персидских художников является живопись миниатюры, существовавшая в Иране с XIII по XIX век. Сначала она была всего лишь книжной иллюстрацией, но совсем скоро зажила самостоятельной жизнью - художники стали включать в миниатюры детали, которых в текстах не было. Самые ценные оригиналы можно увидеть в известных музеях Берлина, Лондона, Нью-Йорка, Вашингтона и Стамбула. Итак, 10 интересных фактов о персидской живописи, которые подскажут вам как смотреть миниатюры разных эпох и понимать их смысл. 

 

 

В XIII—XV веках персидские художники значительно опережали религиозных европейцев, так как последние рисовали книжные иллюстрации только для одной книги - Библии. В Иране миниатюра освещала более светский характер. 

 

Наличие миниатюр резко повышало цену книги. Оплатить рукопись могли только представители элиты - они были главными заказчиками. Таким образом, рукописи переходили от владельца к владельцу. В драгоценных рукописях калли­графы оставляли страницы для миниатюр чистыми. Позже художник наклеивал на них особые листы, на которых и писались миниатюры .Часто простран­ство, зарезервированное переписчиком под миниатюры и живопис­ные заставки, годами и даже веками оставалось незаполненным, пока у руко­писи не появ­лялся состоятель­ный владелец, которому подобные затраты были по силам.

 

Персидская миниатюра — искусство красивое, комфортное, не покушающееся на внутренний мир зрителя. До XIX века персонажи на персидских миниатюрах никогда не смотрят зрителю прямо в глаза.

 

 

Центрами производства живописной продукции были царские библиотеки (китабхане), в которых размещались не только книгохранилища, но и мастерские, где работала целая команда по производству манускриптов. До XVIII века персидские художники писали исключительно водяными красками. Персидская бумага изготовлялась из волокон льна, иногда с добавлением волокон конопли.

 

 

Согласно Садик Беку, персидскому художнику, самым подходящим для кисти был мех хвоста белки. Длинная шерсть персидской кошки также пользовалась успехом. Рассортировав шерсть по длине, художник брал волоски только одинаковой длины, перевязывал их нитью, и протаскивал сквозь ствол птичьего пера, вытянув из узкого конца. 

 

Искандер на троне. Миниатюра. «Шахнаме Демотта». ок. 1335 г. Лувр, Париж.
Искандер на троне. Миниатюра. «Шахнаме Демотта». ок. 1335 г. Лувр, Париж.
Бахрам Гур, убивший волка. Миниатюра. «Шахнаме Демотта» 1328-36гг. Кембридж, Музей Фогга.
Бахрам Гур, убивший волка. Миниатюра. «Шахнаме Демотта» 1328-36гг. Кембридж, Музей Фогга.
Джунейд. Хумаюн подглядывает за Хумаем, стоящим у ворот. Миниатюра. «Три поэмы» Хаджу Кермани. 1396 г. Британская библиотека, Лондон.
Джунейд. Хумаюн подглядывает за Хумаем, стоящим у ворот. Миниатюра. «Три поэмы» Хаджу Кермани. 1396 г. Британская библиотека, Лондон.

 

Самая ранняя персидская иллюстрированная книга - астрономический трактат Абд ар-Рахмана ас-Суфи, переписанный в 1009-10 годах (Бодлеянская библиотека, Оксфорд), однако его иллюстрации, изображающие созвездия, имеют пояснительное значение и являются скорее подцвеченными рисунками, чем миниатюрами.

 

Единственным созданным до монгольского завоевания иллюстрированным миниатюрами персидским манускриптом является «Варка и Гольшах», который датируется серединой XIII века. Эта рукопись любовного романа, написанного Айюки (XI век), украшенная семьдесят одной миниатюрой, хранится в музее Топкапы Сарай, в Стамбуле.

 

Одно из самых ценных исторических сочинений «Джами ат-Таварих» было написано учёным визирем Рашид ад-Дином в начале XIV века. На окраине города Тебриз был создан целый квартал «Рашидия», в котором размещались китабхане, и порядка двухсот двадцати учёных, каллиграфов и художников, которые принимали участие в проекте. На протяжении жизни визира было создано более 20 копий, однако до наших дней дошло только два фрагмента этой книги — один хранится в Эдинбургской университетской библиотеке, другой в собрании британского ученого и коллекционера иранского происхождения Нассера Д. Халили в Лондоне.

 

 

Самым загадочным произведением миниатюр является сборник стихов "Диван". Его написал сам Ахмад -правитель из династии Джалаиридов (1382—1410). Восемь из 337 страниц сборника содержат маргинальные рисунки на разные темы, выстроенные в определённую семиступенчатую систему, которую учёные объясняют мистическими склонностями султана. 

 

В наше время 15 тыс. страниц персидских рукописей можно свободно посмотреть в Интернете, благодаря отделу литературы стран Азии и Африки Британской библиотеки. На их оцифровку ушло два года. Теперь все изображения можно увеличивать и поворачивать, чтобы рассмотреть мельчайшие детали, просто дома, сидя на любимом диване.

Write a comment

Comments: 0