в начале 19 века в персидской живописи появилась особая помпезность, так называемый «каджарский стиль». Его создателем был главный придворный художник Михр Али. Благодаря его работам о Фатх Али-шахе и его любви к изысканным нарядам узнал весь мир.
Азербайджанские Каджары управляла Ираном с 1781 по 1925 год. Благодаря им и длительному периоду относительного мира в стране, бывшая Персия пережила художественный бум. Фатх Али Шах был вторым правителем, который правил в Тегеране с 1796 года. Он старался всячески подчеркнуть свою необыкновенность, подражая правителям древнеперсидских династий. Главная страсть - наряды, усыпанные драгоценностями. Английский резидент Малькольм, допущенный на аудиенцию к шаху, в своих «Персидских зарисовках», вышедших в Лондоне в 1827 году, пишет: «На нем была одежда белого цвета, покрытая драгоценными камнями огромной величины. Шах сидел таким образом, чтобы лучи солнца падали на него. Сверкание камней было настолько ослепительным, что невозможно было различить отдельные детали, которые в сочетании придавали его фигуре такой поразительный блеск».
Каджарские портреты были гибридом европейских тенденций и персидской традиции. Шах изображен в полный рост, стоя, как на европейских королевских портретах. Но в то же время видно много скрытых символов, что более характерно для исламского искусства - шах держит скипетр с фигурой удода сверху. Эта пророческая птица царя Соломона (Сулеймана), упоминается в Коране, а также символизирует бога в суфийском искусстве.
Где посмотреть?
Один из самых ранних портретов Фатх Али-шаха (1798), на котором он изображен сидящим на ковре, вероятно, был послан в качестве подарка эмиру Синда в 1800 году - Калькутта, Мемориальный зал Виктории.
Два портрета (1803 и 1804 г.) хранятся в зале «мраморного» трона дворца Гулистан, Тегеран.
Еще один портрет, где шах изображен сидящим на троне, был послан в дар Наполеону Бонапарту во время миссии посла Амеде Жобера в 1806 году, и находится ныне в Лувре, Париж.
Два портрета находятся в Эрмитаже, Санкт Петербург — один в полный рост (1809-10), другой, где шах сидит на ковре с усыпанной драгоценностями булавой в руке (1813-14).
Такой же портрет, но без булавы в руке, есть в Музее Востока, Москва.
Самым лучшим из серии считается портрет Фатх Али-шаха, находящийся ныне в Музее Нигаристан, Тегеран, где он изображен в полный рост (1813г).
Английский путешественник Оузли оставил свидетельство, что Михр Али занимался украшением стен нового дворца в Исфахане. Этим большим проектом художник занимался в течение 10-12 лет. На стенах дворца в полный рост были изображены полумифические цари персидской древности — Фаридун, Нуширван, Искандер и т. д., и под каждым портретом стояла подпись художника. Длительное время они считались потерянными, однако в 1980-х годах два из них "Афрасиаб" и "Чингиз хан" появились на аукционе Кристис. В 2007 году на аукционе Кристис за £54,000 был продан ещё один портрет - "Кей Хосров" (179 x 97.5см.;1803-04 гг).
Write a comment